Поиска по сайту
 

Влияние регионального университета на малое инвестиционное предприятие (на примере Международного университета природы, общества и человека «Дубна» и ООО «Научное предприятие «Цезис»)

Статья опубликована в журнале «Евразийское Научное Объединение» № 2 Февраль, 2015

Солодова Елена Николаевна,
кандидат экономических наук, ООО «Научное предприятие «Цезис»

Епишина Екатерина Викторовна,
ООО «Научное предприятие «Цезис»

Одним из решающих факторов экономического развития в современном обществе является научно-техническая деятельность, которая определяет рост потребности в высококвалифицированных специалистах, повышение требований к их образовательной подготовке и специальным знаниям [1, 2].

В рамках задачи по оптимизации и повышению эффективности высших учебных заведений в России планируется существенное сокращение учреждений высшего профессионального образования. Реализация этой задачи требует особого подхода, в котором должны быть учтены такие факторы, как месторасположение вуза и его влияние на региональное развитие. Наиболее показательным в данном контексте является пример вуза, расположенного в регионе с развитым научным потенциалом. Таким примером может служить Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (далее  –университет «Дубна»), расположенный в наукограде Дубне Московской области.

Создание университета «Дубна» было обусловлено проблемой воспроизводства интеллектуального потенциала. В Московской области – около двадцати городов, отвечающих критериям наукоградов, которые, однако, имея высокий интеллектуальный потенциал, не занимаются университетской подготовкой высококвалифицированных специалистов. Проблема подготовки кадров высшей квалификации не стояла так остро, пока наукограды получали в плановом порядке специалистов из самых разных вузов страны. Только в г. Дубне раньше ежегодно приезжали 120–130 молодых специалистов. У предприятий была возможность выбирать лучших. Такая система позволяла городу иметь постоянный приток молодых кадров. С распадом СССР эта система перестала существовать, и перед такими регионами, как Дубна, встала проблема воспроизводства собственного интеллектуального потенциала. Университет же позволяет обеспечить приток в город молодых талантливых людей [3, 4].

Университет «Дубна» был создан как исследовательский университет, где научные исследования являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Подготовленные в университете «Дубна» специалисты способны наиболее полно реализовать свой потенциал в дальнейшей деятельности, опираясь на идеи о целостности природы, общества и человека, их взаимосвязи и взаимозависимости. Неразрывная связь образования и науки позволяет добиваться необходимых решений проблем кадрового обеспечения Московской области и других субъектов Российской Федерации специалистами высокого уровня. Благодаря полученным разносторонним и необходимым знаниям выпускники университета востребованы в Московской области, что играет немаловажную роль в условиях инновационного развития региона [5].

Открытие университета имело большое значение для г. Дубны и Московской области, поскольку главной задачей университета является подготовка высококвалифицированных специалистов, прежде всего, для предприятий и организаций наукограда и Московской области. Поэтому в настоящее время особенно актуальной становится необходимость  теоретической, методической и практической разработки такого механизма оценки взаимовлияния высшей школы и предприятий, который стимулировал бы наиболее эффективное развитие системы высшего образования и социально-экономического предприятия, а следовательно, и развитие как города, так и региона.

Реальная стратегия развития любого предприятия или компании может быть построена только на эффективном использовании собственных возможностей и ресурсов. Реализовывать такую стратегию можно только при достаточном количестве профессионалов высокого уровня.

В 2012 году совместно с университетом «Дубна» была создана компания ООО «Научное предприятие «Цезис» (далее – НП «Цезис»), для осуществления научной деятельности, которая является малым инновационным предприятием (далее – МИП) в соответствии с ФЗ-217. Статус МИПа позволяет получать преференции при участии в различных конкурсах и грантах. Основная специализация компании – организация в интересах заказчиков научных исследований в области информационных технологий и обеспечения безопасности с целью укрепления имиджа России как мировой научной державы и развития национальных научных школ. Основным направлением деятельности НП «Цезис» является организация и проведение научных исследований в области информационных технологий.

Научное предприятие «Цезис» также является площадкой для проведения конкурсных НИР и собственных исследовательских работ для студентов и аспирантов различных вузов, которые хотят продвигать свои научные идеи в жизнь. К выполнению научных исследований и реализации проектов привлекаются преподаватели, студенты и аспиранты университета «Дубна».
В данной статье под объектами исследования будем понимать университет «Дубна» (Университет) и НП «Цезис» (Компания).

Рассмотрим конкретную стратегическую задачу наукограда «Развитие университета «Дубна» как инновационно-образовательного центра наукограда» (рис. 1), решение которой предполагает и развитие НП «Цезис»  для дальнейшего моделирования взаимовлияния системы «Университет – Компания».

Задача взаимовлияния «Университет – Компания»

Рис.1. Задача взаимовлияния «Университет – Компания»

 

Далее каждый из объектов будет описан с помощью эконометрической модели, взаимоувязывающей его основные характеристики (факторы). Алгоритм исследования взаимовлияния «Университет – Компания» представлен на рис. 2.

Алгоритм исследования взаимовлияния «Университет – Компания»

Рис.2. Алгоритм исследования взаимовлияния «Университет – Компания»

Дальнейшее исследование происходит в несколько этапов.

  1. Необходимо из множества показателей выбрать показатели, которые характеризуют объекты для конкретной задачи.
  2. Исследование корреляционной взаимосвязи показателей каждого из объектов. Необходимо провести анализ корреляционной взаимосвязи также внутри каждой группы показателей.
  3. Построение линейных регрессионных моделей взаимовлияния показателей, относящихся к одному и тому же объекту (модель «Университет», модель «Компания»).
  4. Построение модели взаимовлияния университета и НП «Цезис» («Университет – Компания»).

Таким образом, на основе данного алгоритма возможно построение моделей «Университет», «Компания», а также совместной модели «Университет – Компания». С помощью построенных регрессий можно проанализировать влияние университета на развитие компании, а в дальнейшем и прогнозировать возможное будущее развитие компании НП «Цезис».

 

Список литературы:

  1. Пахомова Е.А., Солодова Е.Н. Комплексный подход к анализу взаимовлияния учреждений высшего профессионального образования на социально-экономическое развитие наукограда и региона (на примере университета «Дубна» и города Дубна Московской области) // Аудит и финансовый анализ. 2008. 6. – С. 202–211.
  2. Пахомова Е. А., Солодова Е. Н. Координатное диагностирование образовательных эффектов университета и наукограда // Вестник УГТУ–УПИ. – 2009. – № 1. – С. 110–124.
  3. Рачинский А. Корпоративное управление и рыночная стоимость компании. – М.: ЦЭФИР, 2003.
  4. Солодова Е. Н. Моделирование влияния вуза на развитие наукограда и региона / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Институт системного анализа Российской академии наук. – Москва, 2013.
  5. Солодова Е. Н. Систематизация показателей для анализа системы «Университет – Наукоград – Регион» // Методологические проблемы анализа инвестиционных проектов. – Труды ИСА РАН. – 2013. – Том 63. – Выпуск 1. – С. 121–130.
  6. Старюк П. Ю., Полиенко В. И. Корпоративное управление и стоимость компании // Управление компанией. – 2004. – № 1.
 
ЗАО «Нордавинд» (© 2004-2018)
Контакты:
+7 (499) 130-98-92
info@nordavind.ru
Обратная связь
Единый прайс-лист систем безопасности Я зарегистрирован на Портале Поставщиков